Курс «Типографика и брендинг». Основы типографических приемов 1

Ссылка на курс

Что учили:
Наборные шрифты
Экскурс по ресурсам по скачиванию и покупке шрифтов, условные правила выбора стиля шрифтов, анализ использования наборных шрифтов в мировой практике.

Акцидентные шрифты в брендинге
Анализ мировой практики, разбор приемов.

Первый собственный подход к шрифту для бренда
С чего начать, принцип рельсошпалирования.

Приемы типографики

Сайты для погружения

myfonts.com — есть несколько интересных подборок шрифтов. Например, бестселлеры — шрифты-лидеры по продажам в мире, отражают текущий тренд развития типографики. Шрифты из этой категории в течение 2-3 лет становятся популярными и в СНГ.

letterday.ru — множество ресурсов по шрифтам и ссылки на книги (не обновлялся 6 лет), автор Таня Черкиз.

dailytype.com — инспирейшн-блог от шрифтовых дизайнеров, Ильи Рудермана и Валерия Голыженкова.

typecast.com — интерфейс для подбора шрифтов и компоновки их в систему для верстки.

Книги для погружения

Эрик Шпикерман
О шрифте

Робер Брингхерст
Основы стиля в типографике

Юрий Гордон
Книга про буквы от Аа до Яя

Один автор создает разный стиль

Разберем, как шрифт решает задачи брендинга известного французского шрифтового дизайнера Жана Франсуа Порчеса. За длительную практику он создал множество известных брендов. И расскрыл их только при помощи шрифта.

Логотип авиакомпании «Air France»:
Никаких самолетов или сверхвыразительных деталей в логотипе нет. Логотип представляет из себя простой шрифт без засечек, который выполнен в жирной стилистике. Устойчивый, мощный и надежный — именно это и хотел передать шрифтовой дизайнер.
Использование сложной графики и сверхвыразительных эффектов в типографике является плохим тоном.

Логотип газеты «Le Monde»:
Отсылает в историю, говорит о том, что у газеты есть определенные традиции. В то же время, лого выглядит фундаментальным, жирным. Так же у него есть эффект, в виде небольшой тени, который намекает, что газета достаточно яркая и выразительная.

Логотип известной торговой марки «Brioni»:
Создается ощущение, что надпись выполнена филигранно, в одно движение. Как будто это подпись. У этого шрифта есть некоторый контраст.
Контраст шрифта — разница между основным вертикальным штрихом и вспомогательным штрихом.
Надпись простая, лаконичная, подчеркивает элитность данной торговой марки.

Логотип «Louis Vuitton»:
Изысканный, есть сложные декоративные элементы, относит в другую истрическую эпоху. Логотип не выглядит дешево благодаря сложным элементам и росчеркам.

Логотип французской почты «La Poste»:
Выполнен в стилистике набора печатной машинки, которая относит нас к историчности. Надпись имеет наклон, что намекает об оперативности доставки корреспонденции.

Логотип газеты «The Sun»:
Выполнен в стиле шрифта с засечками, так называемой новостильной антиквы, в которой достаточно велик контраст (до 10 раз). А значит, при плохой печати или маленьком кегле логотип не воспроизвести. Засечки придают дороговизну и изысканность.

Как создаются шрифты

[...]

Шрифт — это ансамбль

Когда вы приходите в концертный зал слушать ансамбль различных исполнителей, вы приходите слушать консонансное звучание, когда все инструменты звучат слаженно, гармонично и ритмично.
Так же и в шрифте. Сама по себе буква может быть акцидентна и красива, но когда мы говорим о композиции из различных буквы, то они должны звучать слаженно.
Шрифт — группа исполнителей, все должны звучать слаженно, никто не должен выбиваться вперед, тогда получим мощное звучание.

Один выразительный исполнитель, солист:

Но когда ярких исполнителей много, получается каша.
Буквы спорят за внимание зрителя:

Одна буква может быть не очень выразительной:

Но шрифт звучит мощно и слажено:
Важно придеживаться лаконичности и функциональности.

Три простые фигуры

Когда говорим про шрифт, мы должны начинать с некой математической абстракции мы можем представить что шрифт и отдельные его буквы представляют собой три математические фигуры: квадрат, круг, треугольник.


Принцип рельсошпалирования

Чтобы поезд ехал, надо ритмично положить шпалы, а на них ровно положить рельсы.
Шпалы — вертикальные штрихи, задающие ритм.
Рельсы — горизонтальные штрихи, держащие строку и направляющие взгляд.
Треугольные формы являются исключением из принципа.




Визуальная компенсация в буквах

Чтобы построить знак, нужно сбалансировать черное и белое.
Например, у «О» вертикальные штрихи нужно сделать толще, а горизонтальные тоньше.
Диагональные штрихи у «И» и «М» нужно делать тоньше.
В буквах «А» и «V» необходимо компенсировать соединение диагональных штрихов.

Шрифт по модульной методике

Первым и правильным подходом к типографике является разбивание шрифта на модули. Шрифт — синтез трех простых геометрических фигур с определенной ритмичностью.
Есть вертикальные штрихи (шпалы), которые должны быть по размеру идентичны друг другу (как и рельсы).
Надо разбить шрифт на модули и собрать надпись. Конечно, она должна стилистически соответствовать бренду и работать на решение задачи.

Выделим несколько модулей:
Вертикальный штрих (он же основной штрих), буква «Л».
Горизонтальный штрих (он же вспомогательный штрих), буква «Н».

Большое скругление, буква «О».
Среднее скругление, буква «Р».
Малое скругление, буква «В».
Скругление со срезанным окончание, буква «С».

Длинный диагональный штрих (он же жирный диагональный штрих), буква «А».
Тонкий диагональный штрих (он же длиный штрих), буква «М».
Короткий сегмент диагонального штрих, буква «Х».

Шрифт из этих пяти элементов: